[]
Корзина пуста
наверх
Шотландская симфония. Серенада. Блудный сын

Шотландская симфония. Серенада. Блудный сын во Владивостоке

12+
Балет

6 апреля 2019

  
19:00
Мариинский театр
г. Владивосток ул. Фастовская, 20 Как купить билеты

«Шотландская симфония» стоит особняком в ряду многочисленных постановок Джорджа Баланчина. В большинстве работ стремившийся не отвлекать зрительское внимание от танца ни сюжетными координатами, ни замысловатостью костюмов, ни декорациями, здесь Баланчин нарядил танцовщиков в килты, шотландские гольфы и клетчатые береты, а фоном к танцам сделал живописный романтический пейзаж.
Этот балет хореограф сочинил в 1952 году по возращении с Эдинбургского фестиваля, вдохновлённый колоритом и театральностью шотландских национальных парадов. Шотландия навеяла балетмейстеру воспоминания о старинной «Сильфиде», действие которой происходит в этой воспетой романтиками стране, и он решил вернуть на сцену атмосферу шедевра романтического балета, первого в истории гимна женскому классическому танцу, так почитаемому Баланчиным. Поэзию романтизма с его невесомыми сильфидами в воздушных тюниках на фоне сочных красок шотландских одеяний Баланчин оживил на музыку романтика же Феликса Мендельсона. Кстати, и композитора на создание Третьей симфонии, ставшей музыкальной основой балета, также вдохновило путешествие в Шотландию.
Стремительные темы духовых в скерцо, открывающем балет, рисуют картины народного веселья с беззаботными наигрышами волынок; задумчивая напевная тема скрипок лирической части навевает меланхолию старинных легенд и преданий северной страны.

Погрузившись в этот антураж романтизма, в родной для себя стихии единения танца и музыки Баланчин остался абсолютно верен себе. Никакого рассказывания фабульных перипетий, а лишь едва заметные намёки на принадлежность героев к разным мирам, земному и фантастическому. Виртуозность выстраивания хореографических тем, блеск фантазии в комбинировании элементов классического танца, хореографические аллюзии шедевров романтизма — «Жизели» и «Сильфиды», нанизывание бисерной мелочи заносок и пропевание полётных адажио.

И ещё, как во многих балетах Баланчина, танцевальные портреты балерин, для которых создавался хореографический текст «Шотландской симфонии». Соло первой части Баланчин сочинял для Патрисии Уайлд, танцовщицы-травести, демонстрировавшей чудеса отточенной пальцевой техники и искромётность мелких движений. Другая фаворитка хореографа, Мария Толлчиф, увидев начало постановки (если верить воспоминаниям балерины), с горечью вздохнула, ибо надеялась, что новый балет будет для неё. И тогда во второй части Баланчин переключил своё внимание на неё и настолько увлёкся воздушным, широким танцем Толлчиф, не знавшей технических трудностей, что в финале даже не сочинил ничего для Уайлд.
«Шотландская симфония» была первым балетом Джорджа Баланчина, вошедшим в репертуар Мариинского (тогда Кировского) театра. В далёком 1989 году легендарная любимица хореографа Сьюзен Фаррелл добивалась от ленинградских артистов баланчинской скорости, точности фразировок, непривычно активной работы стоп. Теперь те тогдашние её подопечные, став репетиторами, учат сегодняшних исполнителей скороговорками замысловатых прыжковых комбинаций и задушевной протяжностью элегических пассажей «танцевать музыку».

 

«На «Аполлона» я смотрю, как на поворотный пункт в моей жизни. По своей дисциплине, сдержанности, сохраняемому единству звучания и настроения эта партитура была для меня откровением... В «Аполлоне» и во всей последующей музыке композитора невозможно представить себе какого-нибудь одного фрагмента, заменённого фрагментом из иной партитуры Стравинского. Каждый из них уникален, ничто не подлежит замене. Я рассмотрел свою собственную работу в свете этого урока...

Именно изучая «Аполлона», я впервые понял, что жесты, подобно тонам в музыке и оттенкам в живописи, обнаруживают между собой определённые родственные связи. Как любая общность, они подчиняются своим особым законам. И чем сознательнее артист, тем яснее он понимает и учитывает эти законы. Начиная с «Аполлона», я развивал мою хореографию в тех рамках, которые диктовались указанными взаимосвязями. «Аполлона» иногда критиковали за отсутствие театральности. Действительно, там нет ярко выраженной фабулы (однако сюжетная нить незаметно проходит через него). Но его техника принадлежит классическому балету, который во всех отношениях театрален, и именно здесь положено начало непосредственному претворению звучания в зримое движение».

Джордж Баланчин. «Танцевальный элемент в музыке Стравинского».

 

«Блудный сын» был шестым балетом Джорджа Баланчина, поставленным в Мариинском театре после отмены запрета на эмигрантские имена. К тому моменту наши танцовщики уже освоили непростой язык баланчинской неоклассики и с блеском выступали в бессюжетных балетах этого выдающегося хореографа. Однако на сей раз труппе пришлось знакомиться с Баланчиным заново: ведь если другие его работы так или иначе основаны на модернистском переосмыслении нашей же классической школы, то «Блудный сын», созданный балетмейстером ещё у Дягилева, – это чистой воды авангард, искусство совершенно другой природы. К евангельской притче молодой Баланчин подошёл без всякого показного благочестия: он поставил «Блудного сына» в духе времени, как монтаж аттракционов. Однако, несмотря на все хулиганские эскапады и гротеск, философский смысл сюжета отлично читается, а заглавную партию Баланчин наполнил таким драматизмом и художественной правдой, что она уже почти девяносто лет продолжает увлекать лучших танцовщиков мира.

Инна Скляревская.
Читать полностью
Выберите сектор, в котором хотите купить билет
Партер Сектор A 1300 руб. Осталось мест: 99
Партер Сектор B 1400-1600 руб. Осталось мест: 128
Партер Сектор C 1300 руб. Осталось мест: 73
Амфитеатр Сектор A 800-1300 руб. Осталось мест: 44
Амфитеатр Сектор B 1200-2500 руб. Осталось мест: 80
Амфитеатр Сектор C 800-1300 руб. Осталось мест: 56
Бельэтаж Сектор А 800-1200 руб. Осталось мест: 48
Бельэтаж Сектор С 800-1200 руб. Осталось мест: 61
1-й ярус Сектор A 400-600 руб. Осталось мест: 40
1-й ярус Сектор B 600-800 руб. Осталось мест: 112
1-й ярус Сектор C 400-600 руб. Осталось мест: 51
Бенуар Ложа L1 1300 руб. Осталось мест: 5
Бенуар Ложа L2 1300 руб. Осталось мест: 3
Бенуар Ложа L3 1300 руб. Осталось мест: 11
Бенуар Ложа R1 1300 руб. Осталось мест: 5
Бенуар Ложа R2 1300 руб. Осталось мест: 3
Бельэтаж Ложа L4 800 руб. Осталось мест: 4
Бельэтаж Ложа L5 800 руб. Осталось мест: 3
Бельэтаж Ложа L6 800 руб. Осталось мест: 15
Бельэтаж Ложа R4 800 руб. Осталось мест: 4
Бельэтаж Ложа R5 800 руб. Осталось мест: 3
Бельэтаж Ложа R6 800 руб. Осталось мест: 15
1-й ярус Ложа R8 200 руб. Осталось мест: 3
1-й ярус Ложа R9 200 руб. Осталось мест: 7