[]
Корзина пуста
наверх
Чародейка

Чародейка во Владивостоке

12+
Опера

4 августа 2019

  
16:00
Бесплатно
Мариинский театр
г. Владивосток ул. Фастовская, 20 Как купить билеты

Музыка Петра Чайковского;
Либретто Ипполита Шпажинского.

Исполнители:

Дирижёр – Валерий Гергиев;

Настасья (Кума) – Мария Баянкина;
Князь Никита Данилыч Курлятев – Владислав Сулимский;
Княгиня Евпраксия Романовна – Анна Кикнадзе;
Княжич Юрий – Александр Михайлов;
Мамыров – Станислав Трофимов.

Два переплетенных любовных треугольника, ревность, измена, месть, побег, колдун, яд, два убийства, одно помешательство и ужасная гроза под занавес: в «Чародейке» есть полный комплект самых проверенных средств романтической оперы XIX века. «Чародейка» написана великим композитором, находившимся на пике творческой формы, и популярным драматургом, впервые попробовавшим себя в качестве либреттиста. Это обстоятельство определило облик оперы, чья музыка гениальна от увертюры до финала, а драматургия по своим достоинствам не всегда ей соответствует. Люди, их чувства, их отношения выписаны тонко, глубоко и живо; ситуации же, в которые они попадают, зрителю, особенно – современному, нередко кажутся чересчур мелодраматичными. Эта черта «Чародейки» повлияла на ее не слишком счастливую сценическую судьбу. Несмотря на то что в музыкальном плане она ни в чем не уступает ни «Евгению Онегину», который был написан почти десятилетием раньше, ни «Пиковой даме», созданной три года спустя, услышать ее на оперной сцене можно нечасто. Нынешнее исполнение «Чародейки» в Мариинском театре – первое после десятилетнего перерыва.

«Чародейка» – любимое детище Чайковского, ей он отдал два года напряженной работы (1885–1887) в живописной усадьбе Майданово, где композитор снимал господский дом. Корреспонденция и дневник Чайковского документируют этапы этой работы, которая то приводила в полный восторг, то доводила до нервного истощения. У композитора не было готового либретто: Ипполит Шпажинский присылал его частями, и Чайковский в письмах выражал ему свои пожелания. 20 октября 1887 года состоялась премьера в Мариинском театре; четырьмя первыми представлениями дирижировал автор. Пели выдающиеся певцы мариинской сцены, среди которых – Иван Мельников (Князь), Мария Славина (Княгиня), Федор Стравинский (Мамыров). Успеха опера не имела и выдержала только 12 представлений. Чайковский переживал неудачу очень тяжело; в письме к Надежде фон Мекк он писал: «Я непоколебимо убежден, что «Чародейка» – лучшая моя опера, а между тем ее скоро сдадут в архив».

Место «Чародейки» действительно не в архиве, а на современной театральной сцене. Любовь и свобода – две ее главные темы – относятся к категории вечных. «Чародейка» – почти трактат о разных видах любви. Любовь Кумы к Княжичу – преображающая, безоглядная, всеохватывающая любовь независимой молодой женщины. Любовь Княжича к Куме – первая пылкая любовь юноши, в этой любви отделившегося от родителей вплоть до отречения. Любовь Князя к Куме – почти животная, мучительная, удушливая страсть немолодого жестокого человека, привыкшего к насилию. Супружеская любовь Князя и Княгини растоптана обоими: его похотливостью, ее мстительной ревностью. Материнская любовь Княгини к Княжичу переворачивает ей душу, и в «бешеной аристократке» (Чайковский) мы в последний момент успеваем увидеть мать, рыдающую о погибшем ребенке.

Тема любви почти всегда связана с темой свободы. Символом свободы в «Чародейке» становится русский пейзаж, необъятная ширь-простор, куда, как поет Кума, хочется улететь вольной птицей. Тоска о свободе пронизывает всю оперу. К Куме на постоялый двор, стоящий на слиянии Волги и Оки, приходят именно за вольным воздухом – в прямом и переносном смысле. Любовь Кумы и Княжича может жить только в условиях полной свободы – и от сословного уклада, и от самоуправства родителей, – потому и бегут они, беря великую реку себе в помощники. Наоборот, несвобода приводит к насилию, которое Князь совершает в рабстве у своей «любви», а Княгиня и Мамыров – в рабстве у своей «чести».

«Слушатель-зритель выйдет из театра потрясенный, но примиренный и удовлетворенный», – написал Чайковский Шпажинскому об их совместном творении. «Чародейка» обещает это и сегодняшнему зрителю.
Христина Стрекаловская.

Вы можете купить электронный билет на оперу «Чародейка» во Владивостоке на Приморской сцене Мариинского театра по выгодной цене на лучшие места на сайте TYSA.RU и в мобильном приложении. Билеты с доставкой можно заказать по телефону 8 (800) 201-55-50 либо приобрести в билетных кассах TYSA.RU.
Читать полностью