Корзина пуста
наверх
26 февраля 2018

Олег Котельников: Новые художники – это как новый автобус на линии, сверкает и едет

Выставка, занявшая шесть выставочных залов центра современного искусства "Заря", получилась масштабной, как по количеству представленных работ и архивных материалов, так и по охвату художественной действительности представителей ленинградского авангарда 1980-1990-хх. Как объяснил участник «новых» и ближайший друг Тимура Новикова Олег Котельников:

- Все началось с эпохи брежневского застоя. Вы помните это время? Официоз, запрет на любое свободомыслие, картины могли появляться только по заказу от правительства. Мы, новые художники, стали рисовать новые картины, и они были, по выражению Тимура Новикова, как новый автобус на линии: сверкает и едет.

Тимур Новиков (1958 - 2002) - российский художник, основатель петербургской Новой Академии Изящных Искусств.
В 1982 году Тимур Новиков создает группу «Новые художники». Стилистически «новые художники» были параллельны таким западноевропейским движениям в искусстве, как Новые Дикие (Neue Wilde, Германия), Ист Вилледж (East Village, США), Фигурасьон Либр (La Figuration libre, Франция), Трансавнгард (Transavantgarde, Италия) и таким явлениям как «новая фигуративность», «новая волна», «новый романтизм».
В 1985 году создает Новую Академию Всеческих Искусств. Взятое у футуристов понятие «всечество» связывало группу с искусством русского авангарда. От художников авангарда «Новых художников» отделяло прежде всего отсутствие серьёзной теории.
Проводил совместные акции с выдающимися художниками Запада — Э. Уорхоллом, Д. Кейджем, Р. Раушенбергом.

Узнать более подробно о том, как именно появились и проросли «Новые художники», как был обнаружен скандальный «Ноль-объект» (дыра в стене, вокруг которой всем нравилось фотографироваться), о борьбе за него с властями, о связи «новых» с Энди Уорхоллом и подаренных им нескольких банок знаменитого супа Campbell, который художники не сберегли и не продали, а сразу открыли и съели, а также, как играть на «утюгоне» - музыкальном инструменте из утюгов, раскачивающихся на струнах, вы сможете в первом экспозиционном зале.

В следующем - полюбоваться на эпические тканные полотна Тимура Новикова, где к малиновому, желтому или черному шелку, бархату и атласу, олицетворяющему пространство стихии, пришпилена знак-иконка самолета, домика, парохода. Открытый Тимуром Новиковым метод перекомпозиции позволял эффектно и минимальными средствами создавать картину мира от технологий до культурных мифов.

Третий зал – некрореалисты и панковская эстетика знаменитого Евгения Юфита, которая формулировалась в трех словах: бодрость, тупость и наглость. Здесь можно ближе познакомиться с такими шедеврами кинематографии, как «Санитары-оборотни», «Вепри суицида», «Флора и фауна могил».
- Некрореализм – это история про жизнь тела после смерти духа, - дает исчерпывающий комментарий явлению Олег Котельников.
Сам Олег Котельников много и плодотворно творил в рамках и за рамками направления «Дикая живопись», где он был самопровозглашенным «отцом».
- «Дикая живопись» - это все, что может прийти в голову более-менее здоровому ребенку, - отмечает Олег Котельников. – Культура идет из пещеры, и мы, эмоционисты, тоже идем из пещеры, то есть из одной точки, но параллельно, как лучики солнца. Чувственная живопись идет от сердца, и родилась она, когда мне мой друг-философ сказал: Олег, ты - художник, тебе даже рисовать ничего не надо, ты можешь наклеивать.
Как становится понятно по представленным работам, в искусстве наклеивания Олег действительно достиг небывалых высот. Чего стоит эпический коллаж «Выжить может только миллионер», состоящий из этикеток «Напиток «Дружба», написанных от руки объявлений, типа «В виду болезни двух продавцов магазин закрыт с 13.00 до 16.00» и «По арене лощадь скачет, публика визжит и плачет» и газетных вырезок статей про панк-культуру как войну против здравого смысла и концерты в Пекине.

Еще один срез той мифологической действительности – концерты «Поп-механики».

- На их концертах люди рыдали от счастья, что такое происходит, - вспоминает очевидец событий Олег Котельников . – Всем нужна была живая человеческая речь и Курехин делал это очень хорошо.

Из представленного фото-архива можно увидеть, как Джон Кейдж, Сергей Курехин и Тимур Новиков в мастерской Сергея Бугаева-Африки исполняют «музыку воды», и узнать, как эффектно Курехин дирижировал оркестром, проползая вокруг рояля в сверкающем костюме Ихтиандра, а рядом, в балетной пачке, рассекал Владик Мамышев-Монро, еще одна символическая фигура перестройки и главный герой появившегося тогда «Пиратского ТВ».

- Пиратское ТВ – новая модель телевидения, первый российский видео-арт, который ты можешь делать для себя, - рассказывает Олег Котельников. – Это технологическое чудо.

По выставке становится понятно, что «Новым художникам» удалось полностью реализовать идею великого анархиста Петра Кропоткина – создать такую форму внегосударственного общественного объединения людей, которая обеспечит наибольшую сумму счастья, а значит и жизненности, и будет эффективно бороться с наваливающейся энтропией.

Источник primamedia.ru