[]
Корзина пуста
наверх
Уличное искусство - дело личное.

28 ноября 2017

Уличное искусство - дело личное.

Никита Nomerz - нижегородский уличный художник, участник междугородних фестивалей и выставок, организатор и куратор ряда городских арт-проектов. Он также является автором документального фильм «В открытую», который посвящен отечественному уличному искусству и граффити. Первые уличные работы Никиты Nomerz появились в 2005 году. В этот период Никита экспериментирует с разными стилями и техниками. С 2010 года работал над проектом «Живые стены», в котором создавал изображения, взаимодействующие с объектами, вписывая персонажей в здания. С 2013 года начинает серию работ «Части целого», в которых переплетает образы, символы и сюжеты, спрятанные в абстрактные графические формы. Работы Никиты можно встретить в разных городах России, а также в странах Европы и Азии и в многочисленных публикациях отечественных и зарубежных печатных изданиий. Во Владивостоке в рамках арт-резиденции ЦСИ “Заря” Никита создал проект ”Перемещение”, который все неравнодушные к современному искусству могут посмотреть до 4 декабря 2017 года.

 

- Расскажи о своём проекте в рамках арт-резиденции.

- В последнее время уличное искусство привлекает к себе много внимания. Уличные художники все чаще выставляются в галереях. Всё это называют граффити-выставками или выставками стрит-арта, но в этом есть парадокс, ведь уличное искусство наиболее органично существует на улице. В рамках своего исследования, в качестве резидента ЦСИ “Заря” я предлагаю проект-размышление на тему, могут ли выставочные работы существовать в пространстве улиц. Я подготовил серию студийных работ, если можно так сказать, с “ярлычком студийного искусства”, которые затем, прежде чем мы развесили их в зале, были инсталлированы на улице на небольшой срок (26 часов 48 минут), что создало прецендент, который, собственно, наглядно демонстрирует иллюзорность всех этих ярлычков. Когда работы вернулись в выставочное пространство, круг замкнулся. И они честно заслужили свой ярлычок “уличное искусство”. Эта выставка - размышление на тему того, как уличное искусство становится искусством галерейным, открывая в себе новые грани.

 

- Почему такой короткий срок?

- Хотелось, чтобы повисели подольше работы, но, к сожалению, всё упирается в тот временной отрезок, что я нахожусь здесь в качестве резидента.

 

- На выставке представлены и деревянные панно и вполне галерейная графика. В какой технике, все-таки чувствуешь себя уверенней?

- Я, в первую очередь, - уличный художник, именно в этом качестве меня воспринимают зрители, таким я сам себя ощущаю. Но, как художник, я не ограничиваю себя какими-то техниками. Мне интересно работать с холстом, делать деревянные панно, подобные тем, что я изготовил в рамках арт-резиденции.

 

- То есть в своем творчестве ты примирил студию и улицу?

- Скорее, наглядно показал, что ярлыки, которые навешиваются на искусство - бессмысленны. Главное - художник и его произведения. А форма, техника, в которой он работает - вторична.

 

- Во Владивостоке, например, работает Кирилл Крючков, уличный художник, который смысл своего искусства видит в улучшении реальности. Ему совершенно неважно, как будет сделан арт-объект: нарисован на холсте или выточен в мастерской, важен только эффект, который он производит на зрителя, а эффект, по идее Кирилла, должен быть одним - улучшение пространства. Что важно для тебя? Каков твой подход к созданию произведений искусства?

- Разные художники имеют собственные, совершенно отличные друг от друга высказывания. Кто-то работает с политическими или социальными высказываниями, кто-то с категориями эстетическими, улучшая место или сам объект. Это личное дело художника. Я не делаю социальных высказываний и не улучшаю среду. Моя задача не просто благоустроить место, но, в первую очередь, выразить свои внутренние состояния.

 

- В прошлом у тебя были проекты, в которых ты встраивал объекты в окружающую среду.

- Да, был такой проект.

 

- Почему твой подход изменился?

- Мне интересно создавать проекты сериями. И каждая серия - это новое исследование для меня. На данном этапе я ушел от такого классического стрит-арта, когда перед художником стоит задача вписать объект в окружающее пространство.

 

- Разве не в этом состоит основная идея стрит-арта?

- Конечно, это важная идея для всего художественного направления, но мне как художнику в какой-то момент стало это не интересно. Для зрителя, конечно, арт-объекты в разных городах на разных “стенках” не теряют эффект новизны, но для меня, как для художника в какой-то момент это стало рутиной. Очередной оконный проем, очередная трещина. Одним словом, я закрыл проект. И занялся новым исследованием, частью которого является то, что я сделал во Владивостоке, в резиденции.

- Новая серия заметно отличается от твоих прошлых работ. Вектор сместился в сторону антропоморфности, фигуративности. Чем вызвана такая кардинальная смена эстетики?

- Сразу скажу, что это не перемена, скорее можно сказать, что это параллельная идея, которая существует уже долгое время, и теперь пришло время воплотить её. Так же сейчас я записываю и зарисовываю идеи, которые ни концептуально, ни эстетически не соотносятся с теми работами, что вы можете видеть на выставке. Возможно, когда-нибудь придёт и для них время.

 

- Что станет отправной точкой для того, чтобы они начали воплощаться?

- Мне нравится работать сериями. Так, на мой взгляд, получается донести идею цельно и наиболее полно. Когда тема или подход исчерпывают себя, я перехожу к новому. Мне не хочется работать, непоследовательно чередуя проекты. Исчерпаю эту идею и тему, займусь новыми идеями.

 

- В последние годы, власть взялось за внешний вид городов, по крайней мере в крупных мегаполисах. Власть диктует не только, какие картины будут висеть и где…

- Как и галереи диктуют жёсткие условия.

 

- Справедливо, но мой вопрос немного о другом. Если раньше ты мог заботить стену и она ещё долго радовала глаз, теперь граффитчики рисуют и уже через пару часов городские службы закрашивают стенку. Иными словами увидеть произведение сможет только очень редкий и очень случайный прохожий. Является ли это причиной того, что стрит-арт художники “идут” в галереи?

- Нет. Правила игры, конечно, стали жёстче, но это не значит, что уличные художники стали чувствовать себя неуютно в городских пространствах. Они стали изобретательнее и подготовленнее. В принципе то, что стрит-арт продолжает развиваться, появляются новые интересные имена доказывает это. Что касается меня, то я просто занимаюсь тем, что мне нравится. Мне было интересно кино. В какой-то момент я взял камеру и начал снимать, сделал несколько фильмов о том, что знаю и люблю , но это не значит же, что я стал режиссером. В рамках арт-резиденции я создал несколько панно из фанеры, потому что люблю работать с этим материалом. И так каждый раз.

Фото: Вадим Леляев