наверх
В ЦСИ «Заря» откроется выставка «Краб внутри»
12 июля 2016

В ЦСИ «Заря» откроется выставка «Краб внутри»



14 июля в 19:00 в Центре современного искусства «Заря» откроется выставка «Краб внутри» — новый проект художника московской сцены современного искусства Валерия Чтака, созданный специально во Владивостоке. Выставка продлится до 24 августа. Вход свободный.

С одной стороны, «Краб внутри» — это работа Чтака-резидента, который прибыл во Владивосток с насыщенной программой, включающей помимо выставки создание стены (или пространственной фрески, murales) на территории фабрики «Заря» и выступления с андерграундными владивостокскими музыкантами. С другой стороны, эта выставка продолжает череду персональных проектов, которые Чтаку удалось реализовать за последнее время, в числе которых «Технически тут все просто» (Галерея Треугольник, Москва, 2016), «Worshood» (Галерея CUB, Рига, 2015), а также готовящаяся к открытию масштабная выставка в ММСИ.

Визуальный язык, созданный Чтаком, узнаваем и сразу запоминается. Его работы, увидев однажды, невозможно не узнать или приписать авторство кому-то другому. При этом его метод заключает в себе несколько ключевых принципов, которые не исключают один другой, а выстраивают по себе новую художественную реальность, неустойчиво коррелирующуюся с реальностью подлинной. Так, теоретик Екатерина Дёготь отмечает в первую очередь приемы, связанные с функцией языка, чрезвычайно важного инструмента «концептуалиста дигитальной эпохи», как она окрестила Чтака.

Художественный критик Сергей Гуськов метко отмечает, что Чтак работает со слоями, и действительно, художник не только наносит визуально легко опознаваемый “слой” на любую поверхность, от ящика до стула, но и умело манипулирует функцией, формой и историей найденного объекта. Он также выходит за пределы объекта, работает с объемом пространства физического и пространства интеллектуального, в котором находится мнимый зритель. Так, слово «слой» и в буквальном, и в метафорическом значении оказывается как точным описанием фильтра, через который Чтак пропускает окружающие пространства, так и оправданием серийно повторяющихся в его работах фрагментов и эпизодов.

Художник Алексей Булдаков, описывая метод Чтака, называет его упорядочиванием и тиражированием хаоса, постоянным взаимодействием со свалкой, и не только буквально – вещей, ставших фоном для серо-черной росписи, но и хаоса совсем другого типа: мусорной свалкой оказывается невнятная куча имен, фраз, визуальных и текстуальных образов, знаков, – и любой артефакт из этой свалки взят на вооружение, может встретиться тут и там, исчезнуть и снова возникнуть, как бы совсем неожиданно, но уместно и даже неотъемлемо, будто кот, грач или краб всегда здесь был и будет.

В чём секрет Чтака, ставшего успешным и одним из самых узнаваемых и хорошо продаваемых художников из не перешагнувших пока порог «молодого» искусства, доподлинно неизвестно. Возможно, как и «краб», он кроется внутри выставки.

Справка:

Валерий Чтак — современный художник, участник трех московских биеннале. Работает в таких жанрах, как живопись, графика, инсталляция, объекты. С 2002 участвует в групповых и делает персональные выставки на территории России и за рубежом. Его работы находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, Третьяковской галереи и др., а также в частных собраниях.